НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования
Курс повышения квалификации "Профессиональная мотивация педагога", 72 часа
Раписание курса:
05.02.2024 - 11.02.2024 - Самоопределение. Психология профессиональной мотивации.
12.02.2024 - Дефициты и источники профессиональной мотивации педагогов.
19.02.2024 - Профессиограмма "Педагог"
11.03.2024 - Мотивация профессионального развития личности.
18.03.2024 - Личностно-ресурсная карта
25.03.2024 - Применение техник по профилактике профессионального выгорания
01.04.2024 - Особенности развития профессиональной деятельности педагога НСУР
08.04.2024 - Технологии психологического здоровьесбережения
15.04.2024 - Педагогический тайм-менеджмент
22.04.2024 - Методы постановки профессиональной цели
29.04.2024 - Инструменты достижения профессиональной цели: метод проблемного обучения.
06.05.2024 - Педагогика совместной деятельности. Коммуникативные практики. Технология модерации
13.05.2024 - Рефлексивный дидактический метод.
20.05.2024 - Самообразование как основа профессионального самосовершенствования
27.05.2024 - Программа профессионального совершенствования в системе образования
С результатами участников курса можно познакомиться по ссылке в письме-приглашении на курс.
05.02.2024 - 11.02. 2024 Самоопределение. Психология профессиональной мотивации.
Самоопределение. Тест>>
Психология профессиональной мотивации.
1) Познакомьтесь с понятием мотивации в большой российской энциклопедии (Д.А. Леонтьев): https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2234628
Как вы оцениваете это понятие? Согласны ли вы с мнением авторов? Сравните с понятием мотивации в разных видах наук.
2) В чем отличие профессиональной мотивации в теории А.Н. Леонтьева и профессиональной мотивации, основанной на исследованиях зарубежной психологии?
3) Представление о понятии "служение" разных профессиональных групп. Познакомьтесь с исследованием Барыкиной А.И. Как Вы понимаете понятие "Служение"? Как оно соотносится с профессиональной мотивацией?
4) Практикум: Самоактуализационный тест САТ– второй по счету вариант русскоязычной адаптации теста самоактуализации Шострома, разработанный на кафедре социальной психологии МГУ. Пройти тест>>
5) Творческое задание:
Подберите цитаты о мотивации из российских мультфильмов, фольклора, детской литературы.
Понятие мотивации в психологии: ."Мотивация - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям, ставящих под сомнение границы и формы деятельности и направляющих эту деятельность на достижение определенных целей".
Суровицкая Ю.Ю., Мадимухаметов М.Н. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
"Понятие мотивация имеет два значения: 1) воздействие на человека с целью побудить его к определенным действиям; 2) внутренняя причинность, побуждающая человека к определенным действиям.
Понятие духовная мотивация также имеет два значения: 1) внешнее воздействие на дух человека; 2) потребности самого человеческого духа.
Словосочетание духовная мотивация в научной литературе появилось недавно и еще не вошло в словари. В светской науке духовность понимается как культурно-нравственное развитие, то есть продукт социализации, и духовная мотивация – это стремление к высшим ценностям – к истине, добру, красоте. Некоторые современные исследователи порой рассматривают духовную мотивацию как особый процесс, вид внутренней деятельности"
Максимов В.Н. Духовная мотивация в православной антропологии: психологический аспект
12.02.2024 - 18.02.2024 Дефициты и источники профессиональной мотивации педагогов.
Теория:
Познакомьтесь с исследованием Скударёвой Г.Н. "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА: НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА". Какая из моделей мотивации или какое сочетание моделей мотивации кажется Вам наиболее эффективным для современного педагога?
Дефициты профессиональной мотивации педагога | Источники профессиональной мотивации педагога |
Желание работать из-за уровня зарплаты | Чувство профессионального долга |
Выбор профессии из-за летнего длинного педагогического отпуска | Ответственность за свою работу |
Выбор работы из-за возможности получения социальных льгот | Увлеченность своим предметом (работой), познавательный мотив, непрерывное обучение |
Желание получить власть над обучающимися | Удовлетворение от общения с детьми |
Желание воспитать своих преемников, пропагандировать собственные идеи | Любовь к детям (понимание их образовательных потребностей, вера в их возможности) |
Желание получать социальное одобрение, стремление избегать нареканий со стороны руководства | Уважение родительской и профессиональной общественности |
Желание безнаказанно публично оценивать другого | Желание передавать знания, умения и навыки, интерес к выступлениям, общению с аудиторией, совместной деятельности |
Негативизм по отношению к любым замечаниям в свой адрес | Стремление анализировать свою деятельность, заниматься самоанализом своей профессиональной деятельности, понимание пользы критики |
Отрицательный опыт в детском саду или школе, желание показать как нужно учить | Наличие позитивного опыта обучения, примера педагогической деятельности другого педагога |
Мотивы влияют на стиль работы педагога. Пример:
Практикум (задания на выбор слушателя):
1) Познакомьтесь со статьей Ирины Колиниченко «Учитель, перед именем твоим…»: психологический анализ мотивации к труду современного учителя"
В чем автор видит источник профессиональной мотивации педагога?
2) В исследовании Г.Н. Поливановой выделено несколько мотивов деятельности:
- трудовой (обязательность труда для каждого члена общества); он формируется до начала профессиональной деятельности через усвоение морально-этических норм, а отчасти - в процессе деятельности.
- профессиональный (проявляющий интерес к содержанию работы, овладении ее навыками, в самовыражении);
- идейный (отражающий готовность трудиться ради какой-либо идеи, преданный ей);
- творческий (побуждающий к созданию нового);
- хозяйский (проявляющий стремление к самостоятельности, наращиванию капитала);
- коллективистский (желающий работать в команде, на принципах общности);
- властный (карьерный рост, стремление управлять распоряжаться людьми);
- люмпенизированный (предпочитающий уравнивание).
Оцените свои мотивы профессиональной деятельности, какие мотивы Вы бы отнесли к источникам профессиональной мотивации, а в чем Вы видите ее дефициты?
3) Мотивационный механизм включает в себя:
Притязания - направленность личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, в которой заложено ее представление о результате, которого она достойна и способна достичь [4, с.161].
Ожидания – оценка личностью возможности наступления события;
Прочитайте в материале А. Звягинцева истории о Матрене Исаевне Вольской и Льве Михайловиче Беспалове, определите притязания и ожидания учителей, в чем Вы видите разницу в их мотивации?
4) Из всех стран мира наиболее высокая производительность труда в настоящее время наблюдается в восточном регионе, где господствует ментальная концепция мотивации сотрудников. Прочитайте ее признаки и определите, какие ее механизмы подходят для применения в России, а какие не могут быть использованы:
- главенствующее значение в трудовых отношениях имеют национальные черты, даже если они не стыкуются с требованиями рынка (например, пожизненный найм персонала в Японии; семейственное управление корпорациями в Корее; система социальных льгот напрямую связанная с выполнением сотрудником норм общества в Китае);
- влияние обычаев и традиций определенной страны на складывающиеся отношения в сфере труда (например, проявлять уважение и почет старшим, послушание и т.п.);
- преобладание нематериальных стимулов над материальными (например, мoрально-психологических);
- большое влияние общественного, коллективного мнения на оценку результатов трудовой деятельности, подчинение взглядам большинства;
- размер заработной платы зависит от показателей, не связанных с производительностью (например, зависимость от трудового стажа в конкретной организации, как показатель преданности организации);
- преобладание отрицательного стимулирования (строгий отбор кандидатов на работу, тяжелые вступительные испытания, постоянный риск потери работы в случае нарушения внутрикорпоративных правил организации, высокая конкуренция среди сотрудников, негативное отношение общества к безработным и людям, не имеющим постоянной работы и прочее).
5) Познакомтесь с традициями мотивации труда сотрудников в дореволюционной России в исследовании Есениной Е.Ю.. Есть ли связь между традиционной для России системой мотивации педагогического труда и современной системой мотивации педагогического труда?
19.02.2024 - 10.03.2024 Профессиограмма "Педагог"
Теория:
1) Что такое профессиограмма? Познакомтесь с определением:
2) Познакомтесь с теорией по теме "Профессиограмма" (презентация).
Практика:
3) Посмотрите профессиограмму "Учитель" и "Педагог-психолог".
В чем вы видите разницу в двух профессиях?
4) Какие психологические качества требуются по Вашему мнению, чтобы удовлетворять требованиям профстандарта "Педагог"?
11.03.2024 Мотивация профессионального развития личности
Задание "Мой ресурс"
Возьмите лист, прочертите вертикальную линию, разделив лист пополам: левая графа «Профессиональные качества», правая графа «Личностные качества». Задание: написать слева свои важные и необходимые качества в профессии "Педагог", а справа как можно больше написать свои личностные качества, которые с вашей точки зрения обычны, не важны или даже неуместны в профессии.
Ответьте на вопросы: Все ли черты или качества так уж неуместны в профессии? Какие стороны Вашего характерапомогают двигаться и развиваться в профессии, являются сильными сторонами личности и на которые возможно стоит обратить внимание и использовать как ресурс?
18.03.2024 Личностно-ресурсная карта
Задание: создайте личностно-ресурсную карту "Я - педагог".
25.03.2024 Применение техник по профилактике профессионального выгорания
Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко (1996))>>
Определение психического выгорания. Автор: А. А. Рукавишников (2001)>>
Размер файла: 1.09 мб
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ/Авторы: Сорокин Г. А., к.биол.н., Cуслов В. Л., к.м.н., Гребеньков С. В., д.м.н., Чистяков Н. Д., к.м.н. - Федеральное бюджетное учреждение науки «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», Санкт-Петербург, 2017
01.04.2024 - Особенности развития профессиональной деятельности педагога НСУР
Задание: познакомившись с материалами национальной системы учительского роста и ее итогом: изменением системы аттестации (введение новых категорий: педагог-методист, педагог-наставник), выбрать какую из новых категорий вы хотели бы получить?
08.04.2024 - Технологии психологического здоровьесбережения
Задание: выберите технологию психологического здоровьесбережения, которая вам подходит больше всего.
15.04.2024 - Педагогический тайм-менеджмент
Задание: выберите наиболее подходящую вам технологию тайм-менеджмента
22.04.2024 - Методы постановки профессиональной цели
Задание: выберите наиболее подходящий вам метод постановки профессиональной цели
29.04.2024 - Инструменты достижения профессиональной цели: метод проблемного обучения.
Задание: придумайте кейс, который высможете использовать в соей профессиональной деятельности.
06.05.2024 - Педагогика совместной деятельности. Коммуникативные практики. Технология модерации
Задание: Создание "Книги наших историй". Прислать пример одной истории, рассказанной детьми во время игровой деятельности. История должна быть такой, которую можно будет использовать как ресурс для чтения и дальнейшего обсуждения.
13.05.2024 - Рефлексивный дидактический метод.
Задание: выполните упражение по рефлексии "Всё в твоих руках"
20.05.2024 - Самообразование как основа профессионального самосовершенствования
27.05.2024 - Программа профессионального совершенствования в системе образования