НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования 
Методы, формы, средства образовательной деятельности 

Методы познават. интереса

Размер файла: 209.87 кб

Методы и приемы развития познавательный интересов

Скачать

Как целесообразно описывать способы, методы, формы и средства реализации программы?
  1. В соответствии с задачами образовательных областей. 
  2. В соответствии с ожидаемыми образовательными результатами. 
  3. С ориентацией на целевые ориентиры ФГОС. 
Правила описания способов, методов, форм и средств реализации программы:
1. В соответствии с ФГОС ДО:
  • Реализация программы в формах, специфичных для детей…, прежде всего игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. 
  • Возрастная адекватность.
  •  Объединение обучения и воспитания в единый целостный образовательный процесс. 
  • Развивающий характер образования. 
  • Вариативность.
2. В соответствии с ФОП ДО:
  •  Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. 
  • Должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. 
3. В соответствии с «Методическими рекомендациями по использованию ФОП ДО при разработке образовательной программы ДО в образовательной организации». 
  • Универсальности и вариативности. 
  • Полезности ООП для ДОО: конкретности, ориентации на гибкое планирование образовательного процесса. 
  • Направленность на целевые ориентиры стандарта. 
4. Правила, установленные разработчиками ООП с учетом авторской комплексной образовательной программы «От рождения до школы».
  •  Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. 
  •  Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных задач при использовании разумного «минимума» содержания и способов).
 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Коренева-Леонтьева Е.В., Захарова Л.Д. 

 Детский сад № 25 Центрального района Санкт-Петербург 

 Задача проектирования образовательной программы дошкольного образования актуальна для всех дошкольных образовательных организаций Российской Федерации. В тоже время однозначной интерпретации требований ФГОС дошкольного образования [1] к содержанию образовательной программы дошкольного образования на сегодняшний день не выработано. Значимым остается вопрос об определении содержания и формата проектирования вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования.Участники процесса проектирования образовательных программ дошкольного образования ставят перед собой следующие вопросы: Как определить понятия формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы дошкольного образования? В чем смысл проектирования этой части образовательной программы? Насколько конкретно нужно проектировать способы, методы, средства и формы реализации программы? Интерпретируя понятийный ряд: формы, способы, методы, средства, - мы пришли к выводу, что наиболее крупным понятием является понятие «форма». Понятие «форма» можно рассматривать как «организационная форма образовательной деятельности» [5]. При таком расширительном толковании форму можно определить как внешнюю конструкцию образовательного процесса, характер которой обусловлен системой устойчивых связей между содержанием, методами и средствами. Основными формами организации образовательной деятельности в дошкольном образовании становятся: формы самостоятельной деятельности детей, формы совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах, формы совместной деятельности педагога и детей в рамках непрерывной образовательной деятельности. Иногда в педагогической науке понятия “форма обучения” и “форма организации обучения” различаются. 

Например, М.И. Махмутов под формой обучения понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу обучающихся, а под формой организации обучения – конкретный вид организации этой деятельности [2].Таким образом, при описании конструкции временных отрезков образовательного процесса можно указывать предполагаемый объем характерных для дошкольного образования «форм обучения»: коллективной, подгрупповой, фронтальной, сетевой и индивидуальной работы, выстраивать их иерархию для реализации образовательной программы в каждой возрастной группе. Но возможно также указывать конкретные формы образовательной деятельности, например, игровые ситуации, сюжетно-дидактические игры, социально-коммуникативные тренинги, ситуации общения, проекты, ситуации ТРИЗ и т.д. При описании конкретных форм образовательной деятельности в целях повышения системности описания, разработчики программ могут выстраивать описание по образовательным областям с учетом возрастных групп, индивидуальных характеристик развития каждого детского коллектива. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности. Способ может быть рассмотрен как последовательность выполнения действий (работы), направленный на получение результата. 

Метод (буквально – путь движения к цели) – система действий педагога, направленная на организацию деятельности детей по решению образовательной задачи. Понятия «способ» и «метод» могут объединяться в следующую конструкцию: способ – последовательность использования методов. Средство – материальный или идеальный объект, который используется для достижения образовательных целей. Под идеальным объектом принято понимать установленные нормы и правила поведения и деятельности, общения, традиции организации. Средством реализации образовательной программы становятся материалы предметно-пространственной развивающей образовательной среды, способствующие решению задач образовательной программы. Определение взаимосвязи форм, способов, методов и средств реализации Программы позволяет выстроить пути индивидуализации образовательной деятельности детей.Рассмотрим возможную схему связи данных понятий. Формы реализации Программы включают в себя совокупность форм со своими задачами, на основании задач подбираются методы. Подбор и иерархия методов в конкретной форме реализации Программы определяет способ реализации Программы. Исходя из способа обучения, изменяется предметно-пространственная развивающая образовательная среда.Предположим при реализации Программы используются следующие формы: - формы подгрупповой работы;- формы индивидуальной работы;- формы коллективной работы;- формы фронтальной работы; - формы сетевой работы.Форма сетевой работы используется для решения следующих задач: развития личностных качеств ребенка, его компетенций устной коммуникации, способности адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам (социализации) [4]. 

Для дошкольных образовательных организаций часто встречающимися сетевыми партнерами являются школы, музеи, библиотеки, организации дополнительного образования. Самой часто встречающейся формой сетевого взаимодействия является проектная деятельность. В зависимости от выбора сетевого партнера в предметно-пространственной развивающей образовательной среде будут появляться элементы, обусловленные сетевым взаимодействием. Например, при взаимодействии с музеем изобразительных искусств особое внимание уделяется подготовке выставок, появляются репродукции знакомых произведений искусства, материалы, связанные с жизнью и творчеством изучаемых художников, расширяется спектр изобразительных материалов, могут появляться тематические коллекции, организовываться мини-музеи и т.д. 

Каким образом целесообразно описывать способы, методы, формы и средства реализации программы?Во-первых, в соответствии с задачами образовательных областей – это дает возможность выделить специфические и универсальные для образовательных областей формы, способы, методы и средства реализации образовательной программы. Универсальные категории – позволят сформулировать тенденции к интеграции образовательных областей, а уникальные категории – покажут индивидуальный характер каждой области, чаще всего уникальные категории - это показатель необходимости привлечения дополнительных специалистов или дополнительного образования педагога.Во-вторых, в соответствии с ожидаемыми образовательными результатами. Это позволит корректировать содержание программы в зависимости от уровня развития детей, их достижений. В-третьих, с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО. Образовательная программа должна быть ориентирована на достижение целевых ориентиров, и подбирая тот или иной метод, выбирая форму обучения, педагогу полезно соотносить свой выбор с конечной целью образовательной деятельности [3].Приведем пример проектирования вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей общеразвивающей группе. Для этого необходимо конкретизировать задачи образовательной деятельности. Выберем для проектирования к задачу: «Усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности». Данная задача ориентирована на следующие целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования: «Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты».Проектирование методов реализации образовательной области тесно связано с определением результатов решения поставленных задач (образовательных результатов). Это обусловлено направленностью методов на решение задач воспитания или обучения, на достижение предполагаемого результата. Определение результата решения задачи связано с её переводом на язык «действия» ребенка, его достижения, сформулированного диагностично. Данный подход позволяет оценивать степень эффективности применения выбираемых способов и методов организации образовательной деятельности. 

Задачу «Усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности» можно решать следующим способом (используя следующую последовательность методов): 1. Пример взрослого. 2. Предъявление и разъяснение новых правил. 3. Приучение к положительным формам поведения. 4.Игровые методы (игровые этюды, игры-драматизации, имитационные игры на воспроизведение вариантов поведения детей и взрослых, эмоциональных состояний, сюжетно-дидактические игры). 5.Метод свободного самовыражения мыслей, чувств, взглядов. 6.Рассказ воспитателя, чтение художественной литературы. 7.Просмотр фильмов, мультфильмов. 8.Рассматривание картин и иллюстраций. 9.Этические беседы. В других возрастных группах последовательность использования методов будет отличаться в зависимости от возрастных особенностей детей.При этом будут применяться средства реализации задачи: - идеальные: правила культуры поведения; -материальные: картотека игр, этюдов, сюжетно-дидактических игр; подборка детских книг, иллюстраций и мультфильмов.Это позволит достигнуть следующего образовательного результата: применяет правила культурного поведения.Таким образом, последовательное описание форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО позволяет выстроить в содержательном разделе целостную систему образовательной деятельности. Такая система дает возможность педагогам – пользователям образовательной программы дошкольного образования осознанно проектировать рабочие программы, удерживая взаимосвязь между выбираемыми ими формами, способами, методами и средствами реализации Программы и целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования, образовательными результатами

Литература: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru›2013/11/25/doshk-standart-dok.htm 

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.,1975.

3. Методические рекомендации по использованию ПООП ДО при разработке образовательной программы ДО в образовательной организации. 

4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05.

 5. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы, – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 .