
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
•Структура и формулировки разделов и подразделов ОП «жестко» заданы в соответствии с ФГОС ДО.
•Сделан акцент на «технологичность» программы, Программа выступает как руководство к действию, близка к рабочим программам групп (что соответствует пониманию ОП в ФЗ «Об образовании в РФ»).
•Часть содержания может оформляться в виде ссылок на Примерную программу, а с ее разрешения на комплексные и парциальные авторские образовательные программы (например, для того, чтобы не переписывать содержание по образовательным областям).
•В некоторых подразделах предложены варианты написания, для удобства выбора разработчиками наиболее удобного варианта.
•Справа представлены комментарии некоторых терминов, которые не раскрыты в ФГОС ДО и ПООП.
•Вариативная часть Программы интегрирована в структуру Программы, иначе идет искусственное разделение образовательного процесса на обязательную и вариативную части.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы
Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:
•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)
Принципы и подходы к формированию Программы
•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.
•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.
Значимые для разработки Программы характеристики
Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.
Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.
Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)
Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)
Планируемые результаты освоения Программы
1 вариант оформления.
Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО
2 вариант оформления.
Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО
Пример образовательной области познавательное развитие.
Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)
- Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
- Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
- Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
- Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
- Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
- В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
- Подражает трудовым действиям взрослых
- Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Пример: группа.
Тема образовательной деятельности | |
Тема образовательной деятельности | |
Образовательный продукт | |
Названия реализуемых образовательных областей | |
Планируемые результаты образовательной деятельности | |
Примерный срок реализации темы |
Пример описания для младшей группы.
Пример описания для средней группы.
Пример описания для старшей группы.
Пример описания для подготовительной группы.
В данной части программы дается ссылка на содержание образовательных областей в авторских комплексных образовательных программах/ парциальных программах (в соответствии с ФГОС ДО п.2.12 и Примерной основной образовательной программой дошкольного образования)
Примечание
1.В соответствии с ФГОС ДО 2.11.2 дается не описание содержания образовательных областей, а описание образовательной деятельности.
2.Образовательный продукт – продукт детской деятельности, который отражает планируемый результат освоения темы.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
•Группа.
•Образовательная область.
•Задачи образовательной области (в соответствии с ФГОС ДО).
•Ссылка на задачи реализации образовательной области в авторской комплексной образовательной программе в соответствии с возрастом детей.
1 вариант описания.Обязательная часть программы.
Название | Описание | |
Формы реализации | Указание основных форм реализации Программы в режимных моментах и в НОД. | |
Способы | Вариативные способы: проектная деятельность, социальные проекты, исследовательская деятельность, коллективное творческое дело, творческая деятельность, игровые технологии. | |
Методы | Методы реализации специфичные для каждой образовательной области | |
Средства | Материальные или идеальные объекты (правила поведения, социальные нормы, общение и др.), используемые для решения задач. |
Вариативная часть программы.
Описывается также.
•Дается обоснование выбора парциальных программ, в том числе в соответствии со сложившимися традициями реализации приоритетного направления развития детей, выбираемых парциальных программ в Организации или в Группе.
2 вариант описания. Обязательная часть программы
Название | Описание | |
формы | внутригрупповые (классическое); межгрупповые; сетевые (с сетевыми партнерами, учреждения культуры, спорта, дополнительного образования); комбинированные (сочетание различных форм). |
|
Способы (можно указать в %): | репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). |
|
Методы | Описание наиболее часто используемых методов обучения и воспитания по возрастным группам. | |
Средства | Предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач |
Вариативная часть программы.
Описывается также.
Способ - действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь (Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 10-е изд., стереотип. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. — 846 с.
Процедура, которая обеспечивает решение образовательной задачи, называется способом ее решения (А. Г. Балл).
Метод (букв. – путь движения к цели) – система действий педагога, направленная на организацию деятельности детей по решению образовательной задачи.
Форма – внешняя конструкция образовательного процесса, характер которой обусловлен содержанием, методами и средствами
Форма – единица образовательного процесса, четко ограниченная временем и составом участников.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений в развитии детей
Название | Описание | |
Нарушения в развитии | Общеразвивающая группа: диагноз НПОЗ (у 15% детей) | |
Специалисты, занимающиеся профессиональной коррекцией | Индивидуальная коррекционная работа с учителем-логопедом | |
Условия реализации ОД | Согласие родителей (законных представителей) на коррекционную работу | |
Программа, сроки реализации | Рабочая программа учителя-логопеда на группе…, срок реализации 1 год. |
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
•Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые в утренний отрезок времени, включают:
Пример:
наблюдения — в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
трудовые поручения (подготовка рабочего места к организованному виду деятельности, уход за комнатными растениями и пр.);
беседы и разговоры с детьми по их интересам;
…
•Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые во время прогулки, включают: …
•Образовательная деятельность и культурные практики, осуществляемые во второй половине дня, включают: …
•Примерный перечень и количество видов непрерывной образовательной деятельности в течение недели
•Режим двигательной активности.
Культурные практики – инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение или повторение различного опыта взаимодействия, общения и деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы
1-е направление. Деятельностные инициативы.
Способы поддержки:
Способы поддержки деятельностных инициатив.
•Способы поддержки игровой инициативы.
Пример. Игровые инициативы.
подготовка необходимых атрибутов, способствующих развертыванию игровых сюжетов;
обогащение представлений детей об особенностях деятельности людей определенных профессий, о трудностях и опасностях, о достижениях в профессиональной деятельности;
создание проблемно-игровых ситуаций, стимулирующих продолжение игры;
…
•Способы поддержки познавательных инициатив.
- Проектная деятельность.
Способы поддержки коммуникативной инициативы.
•Способы поддержки художественно-творческих инициатив.
- Проектная деятельность.
•2-е направление. Социальные инициативы.
Способы поддержки.
•Ситуации заботы (о малышах, о старших…)
•Ситуации правило творчества («Мы – дружные ребята» и др.)
•Социальные акции.…
Инициатива – внутренне побуждение к самостоятельной деятельности. Соответственно в данной части нужно показать, как происходит организация самостоятельной деятельности детей на основе их интересов и потребностей, развитие творчества. Принято выделять следующие виды инициатив: деятельностный и социальные.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия
Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Характеристика участия родителей в образовательной деятельности
Иные характеристики программы
Система мониторинга реализации программы
Система оценки условий реализации Программы
Система оценки индивидуального развития детей**
Система работы с детьми педагога-психолога***
** Выступает как механизм оценки эффективности педагогических действия (ФГОС ДО 3.2.3)
*** если предусмотрена Программой
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Описание материально-технического обеспечения программы
Характеристика здания и территории детского сада
Характеристика оборудованных помещений
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Название | |
Образовательная область | |
Методическое обеспечение | |
Средства обучения и воспитанияпо направлениям развития |
РАСПОРЯДОК / РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня устанавливается с учётом:
•времени пребывания детей в группе;
•требований действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
•требований ФГОС ДО;
•рекомендаций примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
•специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса;
•времени года и др.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Циклограмма традиционных праздников
Традиционные мероприятия: дни здоровья, олимпиады и конкурсы, презентация проектов, социальные акции и пр. (периодичность)
Участие в конкурсах и фестивалях, организуемых социальными партнерами.
Под традициями принято понимать систему повторяющихся символическихМероприятий,а также обычаи, обряды, ритуалы ицеремонии. Посредством традиций осуществляется передача элементов социального опыта, укрепляется самаобразовательная система.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
1.Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды

2.Характеристика трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности среды.

Обработка видео...