Проекты локальных актов по разработке основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей 4-7 лет с ОВЗ (в группах компенсирующей направленности (диагноз: ТНР, ОНР)) дошкольной образовательной организации.
Коренева-Леонтьева Е.В., Новицкая В.А.
Пояснительная записка
С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нормы 273-ФЗ значительно расширили полномочия и ответственность дошкольных образовательных организаций в области проектирования локальных нормативных актов. В соответствии с требованиями части 6 статьи 28 273-ФЗ дошкольные образовательные организации обязаны обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся, применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания требованиям ФГОС дошкольного образования. Данные требования обеспечиваются разработкой и исполнением локальных нормативных актов образовательной организации.Разработка образовательной программы дошкольного образования является процессом, который осуществляется образовательной организации ежегодно, так как в организационный раздел программы входят ежегодно обновляемые документы.
Разработка образовательной программы проходит несколько этапов и сопровождается изданием следующих локальных актов:
1 этап – разработка проекта образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО). На данном этапе создается рабочая группа по разработке ОП ДО (издается приказ и положения, утверждающие состав, полномочия и ответственность рабочей группы). Рабочей группой разрабатывается проект образовательной программы, который выносится на общественное и профессиональное обсуждение в соответствии с Уставом образовательной организации. На данном этапе необходимо регламентировать процесс принятия и утверждения образовательной программы. Возможно сделать это в Положении о разработке и утверждении образовательной программы.
2 этап – внедрение образовательной программы. Внедрение образовательной программы предполагает наличие у образовательной организации условий для ее реализации. К таким условиям относят кадровые условия, в частности компетентность кадров. Исходя из данного условия необходима организация повышения компетентности кадров, реализующих образовательную программу. Материально-технические и финансовые условия, которые требуют, как минимум, мониторинга на соответствие требованиям внедряемой ОП ДО, а по его итогам возможного укрепления материально-технической базы и дополнительного финансирования. В связи с этим необходимы следующие документы: программа мониторинга условий внедрения образовательной программы, включающий в себя следующие компоненты: мониторинг кадровых условий и содержания образовательной деятельности по внедрению образовательной программы, мониторинг материально-технического и информационного обеспечения, мониторинг условий реализации образовательной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для инвалидов (при планируемом наличии данной категории обучающихся в образовательной организации), мониторинг финансово-экономических условий реализации образовательной программы. Программа мониторинга может быть утверждена на Педагогическом совете Образовательной организации, возможна также разработка Положения о мониторинге внедрения и реализации образовательной программы. Объединение двух этапов в данном положении целесообразно, так как большая часть мониторингов являются сквозными для этапов внедрения и реализации образовательной программы.
3 этап – сопровождение реализации образовательной программы. На этапе сопровождения реализации образовательной программы образовательная организация издает локальные нормативные акты, регламентированные 273-ФЗ и ФГОС ДО. К ним относятся: распорядительный акт об утверждении календарного учебного графика с грифом коллегиального органа управления образовательной организацией; учебный план, принятый коллегиальным органом управления образовательной организацией; режим организованных форм образовательной деятельности. Отдельный блок составляет педагогическая документация воспитателей и специалистов (ее наличие регламентируется приказом Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений»), соответствующая перечню и формату, утвержденному в Положении о формах педагогической документации и зарегистрированная в номенклатуре дел образовательной организации. В данный набор документации входят рабочие программы воспитателей и специалистов по каждому виду групп, заменившие перспективное планирование; календарно-тематическое планирование педагогов и специалистов (бывший план воспитательно-образовательной работы).
К календарно-тематическому планированию в соответствии с ФГОС ДО предъявляются следующие требования:
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательного процесса;
- наличие элементов планирования индивидуального образовательного маршрута в календарно-тематическом планировании;
- наличие блоков планирования совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся;
- наличие блока ежедневного планирования работы с семьей, включающего в себя разнообразные формы работы).Требования к содержанию и оформлению рабочих программ и календарно-тематического планирования необходимо утвердить в Положении о рабочей программе педагога образовательной организации и Положении о календарно-тематическом планировании в Образовательном организации. Данные документы принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждаются распорядительным актов администрации.
4 этап – контроль за реализацией образовательной программы. Основной формой контроля за реализацией образовательной программы является мониторинг. Контроль за реализацией образовательной программы может проходить как представителями образовательной организации, реализующими образовательную програ мму, так и родительским сообществом (в рамках системы общественного управления организацией). Возможно также привлечение внешней экспертизы (например, инициация общественно-профессиональной экспертизы – так называемый аудит реализации образовательной программы). Все возможности контроля за реализацией образовательной программы, предполагаемые к реализации в образовательной организации, закрепляются в Положении о системе контроля по реализации образовательной программы. Данный документ подлежит обязательному общественному обсуждению с привлечением членов родительской общественности. Данный локальный нормативный акт должен описывать методы, формы, периодичность контроля, требования к документам, фиксирующим результаты контроля, действия уполномоченных лиц по результатам контроля.Для упорядочивания контроля за соблюдением законодательства в области разработки, внедрения, сопровождения и контроля за реализацией образовательной программы дошкольного образования возможно использование дорожной карты по данному направлению, либо ведение общей дорожной карты внедрения ФГОС ДО.
Размер файла: 350.50 кб
Пояснительная записка и сравнительный анализ проектирования ЛНА обеспечивающих ООП ДО
Локальные акты, предшествующие написанию ООП ДО:
Локальные акты, сопровождающие введение ООП ДО:
Размер файла: 376.21 кб
Положение о рабочей программе, с учетом модели ООП ДО. Адаптация нормативного акта: Солнцева О.В.
Размер файла: 376.19 кб
Приказ об утверждении и Положение о календарно-тематическом планировании. Разработчик: Коренева-Леонтьева Е.В.
Локальные акты по контролю за реализацией ООП ДО
Приказ об утверждении Положени
Размер файла: 284.73 кб
Приказ Об утверждении Положения о системе контроля по реализации образовательных программ дошкольного образования
Размер файла: 524.01 кб
ПОЛОЖЕНИЕ о системе контроля по реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Разработчик: Е.В. Коренева-Леонтьева
Размер файла: 609.48 кб
Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
Размер файла: 721.07 кб
Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии с ФГОС ДО в разделе стимулирующих надбавок
Размер файла: 840.99 кб
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО