Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Воспитательный потенциал ООПДО
Размер файла: 469.04 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой "Воспитательный потенциал основной образовательной программы дошкольного образования"
Размер файла: 226.19 кб
Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой, С.Л. Кривецкой АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева
В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией стоит задача проектирования основной образовательной программы. Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок.Научно-теоретическое обоснование проектирования основной образовательной программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем. Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса.Целью проектирования основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования. Следовательно, результатом проектирования выступает проект образовательного процесса, который показывает отличия нового образовательного процесса от существующего. Кроме самой образовательной программы продуктом проектирования становится программа её реализации в практике работы детского сада, которая фиксируется в локальных актах.Различные логики деятельности проектирования отражены в работах В.В. Загвязинского, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясова, М.В. Кларина, В.Ю. Кричевского и др.). На основе данных работ может быть выделена следующая логика проектирования ООП дошкольного образования. Первый этап проектирования – это анализ образовательной ситуации, выявление противоречий, выявление проблем для решения и их диагностика.
Данный этап должен ответить на ряд существенных для образовательной организации вопросов:
•В чем проявляется соответствие и несоответствие образовательной деятельности ФГОС дошкольного образования?
•Соответствует ли образовательная деятельность детского сада образовательным запросам родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста?
Круг вопросов, безусловно, может быть шире. Но ответы на данные вопросы являются ключевыми для дальнейшего продвижения в проектировании образовательной программы.Согласование образовательной деятельности с ФГОС дошкольного образования требует от дошкольной образовательной организации проблемно-ориентированного анализа, который базируется на понимании требований стандарта к образовательной деятельности. Здесь необходимо выделить ключевые для проектирования образовательной программы моменты, которые касаются построения образовательной деятельности.
В рамках проблемно-ориентированного анализа важно ответить на следующие вопросы:
1. Обеспечивается ли направленность образовательной деятельности на развитие интереса детей к двигательной деятельности, формирование представлений о здоровом образе жизни и основах безопасной жизнедеятельности? Здесь важно отметить, что принципиальным моментом является использование форм и методов работы, обеспечивающих интерес детей к двигательной деятельности и поддерживающих необходимый уровень двигательной активности. Следовательно, необходимо проследить, насколько образовательная деятельность мотивирует детей к оптимальной двигательной активности в разных режимных моментах, позволяет детям осознавать важность соблюдения двигательного режима как основы здорового образа жизни.
2. В какой степени ребенку обеспечивается позиция субъекта образовательной деятельности, предоставляется право быть активным в выборе содержания своего образования?
Ответ на этот вопрос может быть получен при оценке следующих критериев:
наличие в образовательной программе детского сада небольшой по объему инвариантной части образовательного содержания и вариативной части, освоение которой базируется на свободном выборе детей, их интересах и склонностях. Наиболее явно это можно увидеть при реализации комплексно-тематического подхода, когда в рамках темы задается «образовательный минимум» и содержание, которое осваивается детьми в зависимости от интересов и склонностей к участию в разных видах деятельности;
наличие «ситуаций выбора», проблемно-игровых и проблемных ситуаций в процессе реализации образовательного содержания;
наличие в распорядке (режиме) дня времени для свободной самостоятельной деятельности детей.
3. Осуществляется ли поддержка инициативы и творческих способностей детей в различных видах деятельности? Здесь важно отметить, что поддерживать можно то, что уже имеется в наличии. Инициатива – внутренне побуждение к самостоятельной деятельности. Отсюда вытекает первый критерий для оценивания – направленность деятельности педагогов на развитие индивидуальных интересов детей, обеспечение самостоятельности в детской деятельности и проявления творческих способностей. Второй критерий для оценивания касается непосредственно педагогической поддержки как деятельности педагога постановлению субъектной позиции детей. Оценка данного критерия должна выявить готовность педагога к использованию предметно-развивающей среды для стимулирования детской инициативы, проблемных ситуаций и ситуаций общения для запуска самостоятельной деятельности, способов сотрудничества с детьми, обсуждения – подведения итогов самостоятельной деятельности, организация детских мини-проектов («Как организовать выставку книг? «Как обустроить кукольную квартиру? «Как украсить детский сад к празднику?»).
4. Ориентирована ли образовательная деятельность на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства? Здесь важно, во-первых, оценить, какие социокультурные нормы отражены в задачах образовательного процесса, какие способы приобщения детей к социокультурным нормам использует дошкольная образовательная организация. Во-вторых, необходимо проанализировать, на какие ценности семьи, общества и государства должна быть ориентирована образовательная деятельность детского сада в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей развитие образования в Российской Федерации и регионе разработчиков ООП дошкольного образования. Так, например, к социокультурным ценностям семьи относятся взаимная любовь и забота членов семьи друг о друге, уважение к старшим членам семьи, наличие традиций семьи. Социокультурные ценности общества и государства связаны с уважением людей друг к другу, соблюдению их прав, проявлениями любви к большой и малой Родине, празднованием событий, значимых для всех россиян и для людей разных национальностей, проживающих в России. Данные критерии позволяют оценить направленность образовательной деятельности детского сада на процесс социализации детей дошкольного возраста.
5. Ориентирована ли образовательная деятельность на формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности? Ответ на данный вопрос может быть получен при оценке таких критериев, как:
наличие задач образовательной деятельности, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей в разных видах деятельности;
наличие в образовательной деятельности методов, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей (проблемных и проблемно-игровых ситуаций, экспериментирования, развивающих и дидактических игр, моделирования и др.).
6. Ориентирована ли образовательная деятельность на сотрудничество детей со взрослыми и сверстниками в образовательной организации. Первым критерием для оценивания является ориентация образовательной деятельности на совместное решение образовательных задач взрослым и детьми («ориентация на зону ближайшего развития»); вторым критерием выступает направленность образовательного процесса на организацию сотрудничества дошкольников в разных видах детской деятельности. Установление соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС дошкольного образования требует определения планируемых результатов, на которые будет ориентирована образовательная программа. Вопрос о планируемых результатах ООП дошкольного образования является дискуссионным, так как, с одной стороны, они должны конкретизировать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, а, с другой стороны, их конкретизация требует использования педагогической диагностики и мониторинг для выявления индивидуальных различий детей. При этом ФГОС дошкольного образования запрещает использовать целевые ориентиры как основание для диагностики, а индивидуализация дошкольного образования, его ориентация на интересы и склонности детей указывает на необходимость её проведения.Таким образом, первый этап проектирования ООП должен показать степень соответствия/несоответствия образовательной деятельности детского сада ФГОС дошкольного образования, выявить проблемы и противоречия. Которые необходимо разрешить на последующих этапах проектирования образовательной программы.Второй этап проектирования ООП дошкольного образования – концептуальный. Он предполагает формулировку идей, которые могут способствовать решению проблем. Данные идеи разрабатываются в рамках определенной системы принципов, в которых находят отражение общие для проектировщиков ценности. Круг идей, касается ответов на вопросы:
какие методы должна включать педагогическая диагностика, направленная на построение индивидуально ориентированного образовательного процесса?
как заложить в содержание образовательной деятельности инвариантную часть и часть, которая обеспечивает выбор детьми образовательного содержания?
как обеспечить самостоятельность и инициативность детей, развитие творческих способностей?
как организовать совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками?
какие традиции семьи, общества и государства необходимо заложить в образовательную программу? Как организовать приобщение ребенка к ним?
как эффективно приобщать детей к социокультурным нормам?
Безусловно, это неполный круг вопросов, который возникает на данном этапе проектирования образовательной программы. Данный этап направлен на конструирование модели будущей программы – определение её структуры, согласование структуры с нормативно-правовыми документами, выбор наиболее подходящих вариантов структурирования материала.На третьем этапе проектирования ООП дошкольного образования определяются варианты построения образовательного процесса, конкретизируются его цели, формы, способы и методы. Данный этап направлен на поиск разных вариантов организации образовательного процесса, их оценку и выбор оптимальных.На четвертом этапе создается пробный проект ООП дошкольного образования.
Пятый этап направлен на целевое стратегическое планирование процесса апробации созданного проекта. Шестой этап конкретизирует процесс апробации через локальные акты, которые сопровождают данный процесс. Локальные акты регламентируют условия реализации проекта ООП, особенности взаимодействия специалистов образовательной организации в процессе реализации проекта ООП, способы оценки результативности реализации проекта и пр.Седьмой этап – собственно апробация проекта. Параллельно осуществляется анализ реализации проекта, формулируются предложения к его совершенствованию и доработке. На данном этапе осуществляется педагогическая и психолого-педагогическая диагностика, направленная на отслеживание образовательных результатов.На восьмом этапе осуществляется обобщение результатов реализации проекта ООП дошкольного образования, создается окончательный вариант образовательной программы. Это этап, на котором программа представляется для экспертизы педагогическому сообществу, презентуется как инновационный продукт, представляется педагогической общественности на различных открытых мероприятиях.Безусловно, выделенные на основе анализа педагогической литературы этапы не являются строго линейными. Между этапами осуществляются взаимопереходы. Так, открытое общественное обсуждение образовательной программы, ее экспертиза педагогическим сообществом становится возможным по мере создания её текста. Процесс корректировки программы происходит на всех этапах её создания. Поэтому процесс проектирования ООП дошкольного образования носит скорее «челночный», нежели линейный характер.В рамках данной статьи более подробно были рассмотрены начальные этапы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Последующие этапы проектирования так же требуют подробного анализа и раскрытия.
Использованная литература:1.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб.: Просвещение, 1995.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Коренева-Леонтьева Е.В., Кривецкая С.Л.
Проектирование содержательного раздела образовательной программы базируется на планирование образовательных результатов. Образовательные результаты – предполагаемые компетентности, которыми ребенок овладеет по итогам работы с содержанием образовательной программы. Образовательные результаты расположены в зоне ближайшего развития. Образовательные результаты планируются по 5 образовательным областям, выделенным во ФГОС ДО отдельно для каждой возрастной группе. Количество образовательных результатов по каждой области ограничено, так как образовательные результаты носят обобщенный характер и раскрываются в критериях достижения образовательного результата. Критерии достижения образовательного результата используются для построения мониторинга образовательной деятельности, позволяя скорректировать работу педагогов и специалистов по образовательной программе и учитываются при планировании рабочих программ педагогов и специалистов и ежемесячном календарно-тематическом планировании.Образовательные результаты формулируются на языке компетенций, что позволяет уйти от традиционной учебной модели со знаниями, умениями и навыками, и подчеркнуть необходимость достижения образовательных результатов для успешной социализации ребенка.Пример формулирования образовательных результатов для детей старшего дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности на учебный год:
Образовательные результаты формулируются в ходе разработке образовательной программы дошкольного образования творческой группой педагогов-разработчиков образовательной программы.На основании определенных образовательных результатов разрабатывается содержательный раздел образовательной программы. Его планирование начинается с выбора тем на учебный год. Все темы условно можно разделить на несколько групп: «Ребенок в социальном мире», «Ребенок в мире природы», «Ребенок и техника». В течение года темы выстраиваются циклично, с тем чтобы материал получал свое развитие на новом витке развития ребенка, педагоги могли увидеть овладел ли ребенок компетенциями, осваиваемыми в темах данной группы, можно ли усложнить содержание темы или необходимо сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые оказались трудными для понимания детей в прошлый раз.Сроки освоения одной темы могут быть вариативными. Наиболее часто встречающимся вариантом, является освоение темы в течение 1 недели.
При этом недельные темы могут объединяться в модули, например: Модуль «Дары осени» может включать в себя знакомство детей со следующими традиционными темами «Признаки осени», «Деревья. Листья», «Ягоды. Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Сельско-хозяйственные работы осенью», «Хлеб – всему голова», «Сад и огород», при этом необходимо переформулировать традиционные темы, сделав их содержание проблемным, что позволит использовать современные технологии обучения. Например, вместо традиционных тем «Деревья. Листья», «Ягоды.Грибы» может быть использован мини-модуль «Следопыты раскрывают секреты леса». Формулировка темы придает деятельности детей более личностную окраску, что способствует более успешному овладению детьми компетенциями, предполагаемыми при освоении данной темы.Для того, чтобы привлечь детей и родителей к проблемам планирования образовательной деятельности, учесть их интересы возможно использовать на начальном этапе прием выбора темы, которая входит в образовательный модуль из нескольких предложенных воспитателем, а затем формулирование свободной темы. Свободные темы используются не чаще 1 раза в квартал в основной учебный период, частота их может быть увеличена в летний каникулярный период это дает возможность соблюсти пропорцию между заложенным стандартом и примерной образовательной программой дошкольного образования содержанием образовательной деятельности и содержанием, включаемым по инициативе родителей и детей.
После определения сроков освоения темы необходимо определить образовательные продукты (продукт), которые смогут создать дети под руководством воспитателя, при участии специалистов и родителей по итогам освоения данной темы. Так как для детей ценным в данном возрасте является ознакомление с материальным миром, то и выбор образовательных продуктов для темы лучше осуществлять среди материальных объектов. Такими продуктами, могут стать: макет, групповой альбом, коллаж и т.д. В зависимости от сроков освоения темы образовательный продукт может быть более или менее затратным по времени подготовки. Презентация образовательного продукта родителям, сверстникам из других групп, позволит детям расширить свои социальные компетенции. Формами презентации могут быть как традиционные выставки с экскурсоводами-детьми, дни открытых дверей, так и праздничные события, устраиваемые совместно несколькими группами дошкольной образовательной организации, на которых происходит обмен опытом между детьми и педагогами групп.Планируя образовательный продукт, педагоги, исходя из формулировки темы, выбирают образовательные технологии, которые позволят достичь детям желаемых образовательных результатов и создать материальный образ этих достижений (образовательный продукт).Каждая тема ориентирована на 3-4 образовательных результата. При формулировке результатов, педагог старается сделать их максимально диагностичными и формулирует их на языке компетенций ребенка.Пример проектирования содержательного раздела образовательной программы
Что прочитать?
Автор: Е.В. Коренева-Леонтьева
Размер файла: 113.54 кб
Примеры проектирования 1 недели содержательного раздела ООП ДО
Размер файла: 455.87 кб
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Авторы: О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева, С.А. Сабурова