НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования
Образовательные результаты.pdf
Размер файла: 39.88 кб
Пример проектирования образовательных результатов по образовательным областям для старшего дошкольного возраста
Образовательные результаты
Что это?
"Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).Проектирование данного раздела ООП ДО должно дать ответы на следующие вопросы:
К каким результатам образования (развития) детей мы хотим прийти?
Что для этого нужно сделать?
Чем при этом необходимо руководствоваться?
Что необходимо учитывать?
Определение планируемых результатов освоения программы и дальнейшее проектирование программы невозможны без определения принципов и походов к формированию программы. По сути, это самый первый шаг в проектировании, который определяет все дальнейшее содержание образовательных программ."
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.
Где посмотреть?
Презентация "Образовательные результаты как основа проектирования ООП ДО" . Авторы: О.В. Солнцева, В.А. Новицкая
Где прочитать?
Солнцева О.В., Семенова Л.И., Сабурова С.А.Проектирование планируемых результатов социально-коммуникативного развития детей в образовательной программе дошкольного образования // Конференция ИМЦ Фрунзенского района «Воспитание и здоровая личность. Системообразующие компоненты развития личности обучающихся в русле образовательной реформы», 28 января 2016.
Проектирование образовательной программы дошкольного образования является актуальной задачей для дошкольных образовательных организаций. В рамках проектирования образовательной программы важным этапом является уточнение планируемых результатов дошкольного образования, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом. Уточнение планируемых результатов отражает направленность современного дошкольного образования на индивидуализацию развития ребенка, выстраивание индивидуальных траекторий его развития.Определяя необходимость уточнения планируемых результатов дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не предписывает конкретного пути, который позволяет произвести данное действие. Соответственно, одной из целей опытно-экспериментальной работы является поиск алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования.
Основой алгоритма уточнения планируемых результатов дошкольного образования может являться деятельностный подход как основополагающий принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация в программе деятельностного подхода находит свое выражение в ориентации образовательного содержания на развитие субъектных проявлений ребенка в разных видах деятельности. При этом образовательные области основной образовательной программы выступают как сферы развития ребенка, внутри которых идет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Следовательно, знания, умения и навыки в содержании образовательных областей образовательной программы дошкольного образования должны быть заложены с ориентацией на формирование у ребенка компетенций как характеристик его личности, которые проявляют себя через результаты деятельности ребенка.
Анализ опыта проектирования основных образовательных программ общего образования показывает, что проектирование планируемых (образовательных) результатов идет по пути выделения диагностируемых и не диагностируемых результатов освоения образовательных программ. Для дошкольной ступени общего образования функция обратной связи является ведущей и единственной при проектировании планируемых результатов. Данная функция обеспечивает индивидуализацию дошкольного образования, позволяет оценивать эффективность образовательного процесса. При этом планируемые результаты дошкольного образования не являются основанием для оценки достижений ребенка. В тоже время они выступают как основа для проведения педагогической диагностики, которая позволяет оценивать качества образовательного процесса в детском саду и осуществлять своевременную корректировку способов его реализации.Конкретизированный планируемый результат может выступать как деятельностная характеристика ребенка – его компетенция, под которой понимается способность ребенка решать задачи образовательной деятельности. В содержательной характеристике компетенций проявляются индивидуальные различия детей (способности к решению задач образовательной деятельности). Компетенции имеют несколько ступеней проявления, которые выступают не как уровневые характеристики, а как проявления индивидуальных различий. Основания для выстраивания ступеней – это нарастание проявлений ребенком самостоятельности, инициативности и творчества. В компетенциях важно отразить как способность ребенка к решению задач в рамках индивидуальной деятельности, так и в сотрудничестве со сверстниками, основанном на следовании социальных нормам.При выявлении компетенций важно отделять готовность ребенка к решению задач образовательной деятельности от результатов общего развития ребенка, которые не всегда являются результатами образовательной деятельности и не могут быть предметом педагогической диагностики.
Алгоритм проектирования планируемых результатов (компетенций) может быть слудующим:
1.Определение критериев оценки достижений детей на основе наиболее значимых задач, которые ребенок решает в деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
2.Конкретизация критериев в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области.
3.Уточнение критериев и формулирование индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки действия взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.
Рассмотрим планируемые результаты дошкольного образования на примере образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В рамках первого шага необходимо было определить критерии оценки достижений детей.
Например:
Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.
Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду.
В рамках второго шага необходимо осуществить конкретизацию критерия в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности при реализации соответствующей образовательной области. Рассмотрим данный шаг на примере выделенных критериев.
Критерий: «Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). В знакомых ситуациях ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду.Средняя группа (4-5 лет). Ребенок соблюдает основные правила культуры поведения в детском саду и стремится к одобряемому взрослыми поведению.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет). Ребенок выполняет основные нормы и правила культуры поведения в детском саду, может объяснить последствия поступков, стремится исправить нарушения в поведении.
Критерий «Ребенок проявляет интерес к сотрудничеству и взаимодействию, стремится установить взаимодействие и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми в детском саду».Конкретизация в соответствии с возрастной нормой развития:Младшая группа (3-4 года). При помощи взрослого ребенок принимает участие в контактах и действиях со сверстниками, испытывает интерес к действиям сверстников. Принимает участие в практической и игровой деятельности со взрослыми.Средняя группа (4-5 лет). В некоторых ситуациях ребенок становится инициатором общения со сверстниками, в основном во время игр. Общение со взрослыми становится ведущей потребностью. Взрослый выступает в качестве источника знаний.Старшая и подготовительная группа (5-7 лет). Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели.
Третий шаг уточнения планируемых результатов заключается в формулировании индикаторов на основе этапов освоения ребенком действия: этап поддержки деятельности взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.
Приведем пример к критерию «Ребенок умеет договариваться, слушает и понимает партнеров по общению. Стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, к достижению общей цели» (старшая и подготовительная группа).
Этап поддержки деятельности взрослым. Общение со взрослыми проявляется у ребенка как потребность в доброжелательном внимании. Потребность в общении со сверстниками явно не проявляется или требуется участие взрослого в установлении контактов со сверстниками. Ребенок нарушает правила в играх, не ориентируется на интересы других детей.
Этап самостоятельности. Ребенок стремится к общению, пытается договориться со взрослым. Стремится к сотрудничеству со сверстниками в личных интересах, может поставить цель, построить простую последовательность действий для ее достижения. Стремится соблюдать нормы и правила культуры общения.
Этап инициативности. Ребенок проявляет стремление к общению, инициативно договаривается об общих делах со сверстниками и взрослыми. Стремится к сотрудничеству со сверстниками, к достижению общей цели, строит логическую последовательность действий для ее достижения. Знает и соблюдает нормы и правила культуры общения.
Дальнейшее использование планируемых результатов в педагогической диагностике позволяет педагогу определять возможности ребёнка по каждому критерию в интервале от 1 до 12. Интервал может быть большим и меньшим, при этом количество индикаторов основано на удобстве и простоте использования Числовые значения сопровождаются описанием индикаторов-проявлений, которые педагог может наблюдать у ребёнка на протяжении младенчества, раннего возраста и дошкольного детства (от двух месяцев до 8 лет).
Условно представленные индикаторы можно разделить на четыре группы:
- 1-3 балла – I группа индикаторов отражает возможности ребёнка в младенчестве и раннем возрасте;
- 4-6 баллов – II группа, в которую включены индикаторы, отражающие возможности ребёнка младшего дошкольного возраста;
- 7-9 баллов – III группа, в которой раскрываются уровень индикаторы, отражающие возможности ребёнка среднего дошкольного возраста;
- 10-12 баллов – IV группа индикаторов отражает возможности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено, прежде всего, для определения отправной точки развития ребёнка при освоении образовательной программы и оценке динамики развития как показателя качества образовательного процесса. Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует активного вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Таким образом, планируемые результаты выступают как инструмент оценки качества образовательного процесса и его своевременной коррекции.
Библиографический список литературы.1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Дата обращения: 09.01.2016 г.2.Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей // Детский сад теория и практика. Научно-методический журнал. Москва: Эдисьон-Пресс, 2015, № 2.3.Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС / Под научной редакцией О.В. Солнцевой. СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2015. 176 с.