Размер файла: 117.66 кб
Модель проектирования задач реализации образовательной программы (ООП ДО и АОП ДО).
Цели и задачи реализации программы (фрагмент книги "Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации". Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.Тираж: 10.000. - С. 40-43.)
Цель реализации программы отвечает на вопрос «Ради чего создана программа?». Соответственно, это не формулировка целей развития ребенка дошкольного возраста, как это часто встречается в опыте проектирования ООП ДО.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования программа обеспечивает:
•Психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Данная позиция ФГОС дошкольного образования в наиболее общем виде позволяет определить ведущую цель её реализации. Цели реализации программы обусловлены видами групп дошкольной образовательной организации. Соответственно, начинают конкретизироваться в зависимости от направленности их деятельности.Для общеразвивающих групп (ООП ДО) цели уточняются с учетом образовательных запросов родителей воспитанников (законных представителей) и возможностей педагогического коллектива. При формулировании цели реализации образовательной программы прослеживается ценностно-смысловое единство с миссией дошкольной образовательной организацией.
Например, Целью реализации программы в общеразвивающих группах является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, личностного развития детей, развития инициативы и творческих способностей на основе:
- сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
- укрепления физического и психического здоровья детей;
- использования социокультурного потенциала Санкт-Петербурга;
- актуализации ценностей семьи, родительства и детства.
Для компенсирующих групп (АОП ДО) цель обусловлена необходимостью обеспечения коррекции нарушений развития речи детей и социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Задачи реализации программы формулируются в соответствии с пунктом 1.6 Стандарта. При определении задач учитывается направленность группы и специфика условий, обеспечивающих решение задачи. Таким образом, при определении задач учитывается, какой именно результат необходимо получить и какими средствами получить данный результат. При этом из всего многообразия средств необходимо выбирать ведущие.Важно учитывать, что задача должна быть реализована за определенный срок. Таким сроком выступает период пребывания ребенка в общеразвивающей или компенсирующей группе.
Соответственно задачи реализации программы приобретают определенную структуру:
1.Предполагаемый результат.
2.Средства достижения.
3.Срок достижения.
4.Способ оценки результата.
Основные требования к формулированию задач в данном случае согласуются с требованиями общепринятыми в теории управления [Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997, с 176–177]:
•Конкретность (ощутимость результата).
•Реальность (достижимость результата).
•Контролируемость.
Основа для формулировки задач образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).