Материалы и программа повышения квалификации
Размер файла: 548.73 кб
ПРОГРАММА ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Проектирование основной образовательной программы детского сада: от цели до результата» Авторы: Новицкая В.А., Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В.
Размер файла: 418.95 кб
Методические рекомендации по изучению готовности педагогического коллектива к проектированию образовательной программы. Автор Е.В. Коренева-Леонтьева
Размер файла: 265.22 кб
Программа повышения квалификации педагогов по ФГОС ДО. Автор О.В. Солнцева
Описание образовательного модуля:
Полное название курса: "Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования"
Область применения курса: подготовка и повышение квалификации педагогов дошкольного образования в проектировании основной образовательной программы дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ТНР (ОНР I-IV уровня). Курс адресован старшим воспитателям, заместителям заведующего по УВР, воспитателям с высшим профессиональным или средним педагогическим образованием, студентам, обучающимся по направлению 6.44.02.01 Дошкольное образование.
Цель: повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования решать задачи проектирования основной образовательной Программы ДО в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
1.Повышать готовность педагогов дошкольного образования решать задачи проектирования образовательной деятельности;
2. Развивать способность проектировать педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Обогащать опыт проектирования элементов образовательной деятельности в условиях конкретной дошкольной образовательной организации.
Ожидаемые результаты: 1.Обогащение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций проектировать образовательную деятельность в условиях современного детского сада, создавая программную документацию в соответствии с требовании ФГОС ДО. 2. Готовность воспитателей к самостоятельному и творческому подходу в реализации идей ФГОС ДО при проектировании элементов ООП ДО.
Объем курса: 16 часов.
Структура курса: 4 темы.
Разработчики курса: Солнцева О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, Новицкая В.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, Коренева-Леонтьева Е.В. (ГБДОУ детский сад № 25 Центрального района СПб).
Программа курса утверждена: выписка из протокола № 15 заседания Совета по развития системы образования администрации Центрального района Санкт-Петербурга о присвоении ГБДОУ детскому саду № 25 Центрального района СПб статуса Районного центра диссеминации инновационного педагогического опыта в составе сетевого сообщества дошкольных образовательных учреждений.
Глоссарий:
Образовательные результаты - результаты деятельности ребенка, которые отражают его позитивную социализацию и индивидуализацию, приобретаются в разеых видах образовательной деятельности и культурных практиках. Образовательный результат может рассматриваться как компетенция ребенка, в контексте данного подхода образовательный результат определеяется на языке внешне проявляемых и наблюдаемых действий, сопровождающих освоение ребенком образовательных областей.
Качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.
Целевые ориентиры освоения ООП ДО - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Теоретическая часть. Алгоритм работы.
1. Ознакомиться с презентацией "Образовательные результаты как основа проектирования ООП дошкольного образования".
2. Ответить на вопросы по презентации. Максимально вы можете набрать 5 баллов.
3. Если Вы планируете образовательные результаты в группах компенсирущей направленности прочитайте материал № 1 Быстрова Л.Б., Шакурова Г.В. Опыт определения планируемых педагогических образовательных результатов в компенсирующей группе (образовательная область «Речевое развитие») / Электронный журнал «Экстернат РФ» Св-во о регистрации СМИ Эл. № ФС 77-44758от 25 апреля 2011 г.
4. Если Вы планируете образовательные результаты в общеразвивающих группах прочитайте материал №2 Солнцева О.В., Семенова Л.И., Сабурова С.А.Проектирование планируемых результатов социально-коммуникативного развития детей в образовательной программе дошкольного образования // Конференция ИМЦ Фрунзенского района «Воспитание и здоровая личность. Системообразующие компоненты развития личности обучающихся в русле образовательной реформы», 28 января 2016.
5. Познакомтесь с примером планирования образовательных результатов
6. Подготовьте проект образовательных результатов для любой возрастной группы по любой образовательной области на конец учебного года. Форма планирования образовательных результатов в соответствии с образцом в пункте 5.
7. Подготовленный проект высылайте по адресу: admin@opdo-fgosdo.ru
Дополнительная литература:
1.Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование педагогической диагностики индивидуального развития детей. //Детский сад: Теория и практика. Научно-методический журнал. М.: Эдисьон-Пресс, 2015. № 2. С. 54-67.
2.Езопова С.А., Солнцева О.В. Индивидуализация развития дошкольников в контексте педагогической диагностики // Социально-педагогическая и медико-педагогическая поддержка личности в онтогенезе. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Брест: БрГу им. А.С. Пушкина, 2015. С. 77-82.
3.Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Шакурова Г.В. Проектирование основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования: принципы и подходы // Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Материалы Заочной научно-практической конференции.М.: ФИРО, 2015.
4. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.Тираж: 10.000.
5.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
6.Солнцева О.В. Гуманитарная экспертиза оценки качества основной образовательной программы дошкольного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 5-я Международная конференция. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 12-14 мая 2016. С. 909-911.
7.Солнцева О.В. Критерии для профессиональной экспертной оценки образовательной программы дошкольного образования // Экспертиза качества дошкольного образования. коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новиц-кой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 201-221
Глоссарий
Содержание образовательной деятельности. Содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать:а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.В содержательном разделе Программы должны быть представлены:а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;б) способы и направления поддержки детской инициативы;в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Принципы проектирования содержательного раздела ООП ДО:
направленность образовательной деятельности на развитие интереса детей к двигательной деятельности, формирование представлений о здоровом образе жизни и основах безопасной жизнедеятельности;
обеспечение ребенку позиции субъекта образовательной деятельности, предоставление права быть активным в выборе содержания своего образования;
осуществление поддержка инициативы и творческих способностей детей в различных видах деятельности;
ориентация образовательной деятельности на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
ориентация образовательной деятельности на формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности;
ориентация образовательной деятельности на сотрудничество детей со взрослыми и сверстниками в образовательной организации.
Критерии оценки содержательного раздела Программы - Солнцева О.В. Критерии для профессиональной экспертной оценки образовательной программы дошкольного образования // Экспертиза качества дошкольного образования. коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 201-221
Теоретическая часть. Алгоритм работы.
1. Ознакомиться с презентацией "Проектирование содержательного раздела образовательной программы" Содержание презентации: Программа как инструмент нормирования и планирования образовательного процесса в ДОО. Связь образовательных результатов с содержанием ООП ДО. Тематический принцип проектирования программы, рабочий алгоритм проектирования темы. Особенности выбора тем для проектирования содержания образовательной деятельности, связь тем и образовательных результатов, модульный принцип построения содержания. От образовательного результата к образовательному продукту. Особенности выбора образовательных технологий для достижения образовательных результатов. Принципы проектирования содержательного раздела ООП ДО: целесообразности, цикличности, личной ориентированности, проблемности, творческой направленности, открытости и современностиСодержательная направленность части, формируемой участниками образовательных отношений Объем содержательного раздела.
2. Ознакомиться с презентацией "Алгоритм проектирования содержательного раздела образовательной программы". Содержание презентации: пример проектирования содержательного раздела образовательной программы из опыта работы ГБДОУ детского сада № 25 Центрального района СПб
3. Познакомтесь с примером планирования образовательной деятельности
4. Подготовьте проект содержания образовательной деятельности для любой возрастной группы. Задание: заполнение слушателем курсов формы планирования образовательной деятельности.
5. Подготовленный проект высылайте по адресу: admin@opdo-fgosdo.ru
Дополнительная литература
1. Коренева-Леонтьева Е.В. Модульный принцип проектирования содержания основной образовательной программы дошкольного образования // Электронный журнал «Экс-тернат РФ» Св-во о регистрации СМИ Эл. № ФС 77-44758от 25 апреля 2011 г. http://ext.spb.ru/index.php/10057
2. Коренева-Леонтьева Е. В., Кривецкая С. Л. Алгоритм проектирования содержа-тельного раздела образовательной программы // ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник материалов VII Международногонаучно-практического семинара (Барановичи, 24—25 марта 2016 года). - Барановичи: БарГУ, 2016. - С.39 -42.
3. Коренева-Леонтьева Е.В., Солодова О.С. Описание образовательной деятельности в адаптированной образовательной программе, как основа организации коррекционно-образовательной работы с детьми (диагноз ТНР, ОНР) // Инновации в дошкольном образовании: поиски и решения. Сборник статей по материалам Второй городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников». – СПб, 2015.
4. Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование как методология, технологии и образовательная услуга. – Новосибирск, 2007. – 234 с.
5. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО – М. : Федеральный институт развития образования, 2014.
6. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.Тираж: 10.000.
7. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования на основе программы «Детство»: Из опыта работы по программе «Детство» / под ред. О.А. Воронкевич, Т.Ю. Седачёвой. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с.
8. Солнцева О. В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду // ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник мате-риалов VII Международного научно-практического семинара (Барановичи, 24—25 марта 2016 года). - Барановичи: БарГУ, 2016. - С.72-74.
9. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Проектирование основной образовательной программы как условие реализации ФГОС дошкольного образования //Вестник Шадринского государственного педагогического института: Шадринск, ШГПИ, 2014. С. 170-174.
Глоссарий
Способ реализации содержания образовательной деятельности - последовательность использования методов образовательной деятельности.
Методы реализации Программы - система действий педагога, направленная на организацию деятельности детей по решению образовательной задачи.
Средства реализации Программы - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед.процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка пед.процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание. (Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
• Форма реализации Программы - конструкция временного отрезка образовательного процесса.
• Алгоритм проектирования Программы - последовательное описание способов, методов, форм и средств образовательной программы.
Теоретическая часть. Алгоритм изучения темы.
1. Ознакомиться с презентацией № 3. "Описание вариативных форм, способов, методов и средств образовательной программы". Содержание презентации: понятия «способ», «средство», «форма», «метод» в современных словарях, авторские взгляды на интерпретацию данный понятий. Способ как последовательность действия, направленная на получение конкретного результата. Метод как система действий педагога, направленная не организацию деятельности детей для достижения образовательного результата. Форма как конструкция временных отрезков образовательной деятельности. Требования к описанию средств, способов, методов и форм реализации программы, представленные в ФГОС ДО, примерной основной образовательной программе ДО, методических рекомендациях по использованию ПООП ДО при разработке ООП в образовательной организации. Возможная модель описания в соответствии с вариативными нормативно-правовыми требованиями.
2. Презентация проектов описания вариативных форм, способов, методов и средств образовательной программы. Задание: заполнити форму проекта и отправьте заполненную форму по адресу: admin@opdo-fgosdo.ru
Дополнительная литература
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Перспектива, 2010.
2.Коренева-Леонтьева Е.В., Захарова Л.Д. Проектирование вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы дошкольного образования // Инновации в дошкольном образовании: поиски и решения. Сборник статей по материалам Второй городской ярмарки педагогических инноваций дошкольных работников». – СПб, 2016.
3.Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях введения ФГОС ДО [Текст]: информационно-методические материалы / Под общей редакцией С.В. Никитиной. – СПб. ЛОИРО, 2015. – 80 с.
4. Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Модель и методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2015, 180 с.Тираж: 10.000.
Глоссарий
•Культурная практика. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
•Технология проблемной деятельности - основная технология культурных практик, которая позволяет обучающемуся решать проблему, поставленную в культурной практик и ставить новые сопуствующие вопросы, побуждающие его к организации новых культурных практик.
Поисковый вопрос - вопрос, побуждающий обучающихся к постановке проблемы и деятельности для получения ответа на поставленный вопрос.
Теоретическая часть. Алгоритм изучения темы.
1. Ознакомтесь с Презентацией № 4 "Культурные практики в образовательной программе детского сада". Содержание презентации: Что такое культурные практики в соответствии с ФГОС ДО. Анализ подходов к интерпретации культурных практик в педагогической теории. Сравнение культурных практик и НОД. Детский интерес – как основа культурной практики. Значение образовательного результата при проектировании культурных практик. Возможный алгоритм проектирования культурных практик.
2. Изучите варианты культурных практик на форуме: http://ds25center.ucoz.net/forum/3-2-1 Определите какие технологии организации культурных практик наиболее популярны.
3. Ознакомтесь с Презентацией № 5. "Культурные практики в образовательной программе детского сада, ч. 2". Основное содержание: особенности технологий организации культурных практик в зависимости от возрастной группы, технология проблемной деятельности как основа культурной практики. Отличия культурной практики от проекта.
4. Если Вас заинтересовали технологии органихации культурных практик ознакомтесь дополнительно со следующим материалом.
5. Зачет по теме: опубликуйте проект Вашей сезонной культурной практики на форуме:
- осенние практики: http://ds25center.ucoz.net/forum/3-2-1
- новогодние практики: http://ds25center.ucoz.net/forum/3-3-1
Дополнительная литература
1.Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47.
2. Образовательная программа дошкольного образования: от проектирования к реализации. Учебно-методическое пособие и методические материалы по сопровождению основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования при реализации ФГОС./ Под ред. О.В. Солнцевой.- СПб.: "Детство-Пресс", 2017, 180 с.Тираж: 10.000.
Размер файла: 336.48 кб
Формы зачетных заданий по темам модуля и итогового зачетного задания по модулю