НАВИГАТОР по образовательной программе дошкольного образования 
Курсы повышения квалификации "Методика краеведческого образования дошкольников в контексте культурного пространства Санкт-Петербурга" 
МОДУЛЬ 1. Теоретические основы краеведческого образования дошкольников
Лекция 1 (10.01.2025)
1.1 Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Самоопределение педагогов. Пройдите анкетирование>>
1.2 Становление идей краеведческого образования детей дошкольного возраста
Видеозапись лекции (для тех, у кого не работает встроенный видеоплеер)>>
Краеведение_1

Обработка видео...

Лекция 2 (17.01.2025)
1.3 Как проявляется интерес к культурному наследию Санкт-Петербург у детей дошкольного возраста?
1.4 Обзор программ краеведческого образования для дошкольников.
1.5 Планирование и изучение образовательных результатов в краеведческом образовании.
Выполненные задания высылаются через форму наверху страницы.
ТЕСТИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЮ № 1: https://forms.yandex.ru/u/6225e83e89b223e1b7e3aaa3/

МОДУЛЬ 2. Планирование краеведческого образования дошкольников
Лекция 3 (24.01.2025)
2.1- Как проектировать содержание краеведческого образования дошкольников?
Занятие 4 (31.01.2025)
2.2 - Как разработать дополнительную общеобразовательную программу (ДОП) туристко-краеведческой направленности в своей образовательной организации?
Внимание: тема обязательна только для педагогов, которые реализуют краеведческую программу дополнительного образования (см., что вы указали в анкете самоопределения педагогов), остальные могут не сдавать тесты по этой теме и не выполнять практические задания.
Алгоритм изучения:
1) знакомимся с нормативно-правовой базой:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
2) изучаем дополнительные материалы внизу страницы
Вопросы на понимание:
Какова структура ДООП туристско-краеведческой направленности? Какие обязательные разделы она должна содержать?
Каковы цели и задачи ДООП туристско-краеведческой направленности?
Может ли ДООП копировать содержание основной образовательной программы дошкольного образования? Обоснуйте Ваш ответ.

Лекция 5 (07.02.2025)
2.3 - Как разработать календарно-тематическое планирование по краеведческому образованию?
Итоговое задание по модулю для педагогов дополнительного образования: составить учебный план на 1 год для своего района (с учетом сквозных линий содержания). Выслать задание через форму наверху страницы
Итоговое задание по модулю для воспитателей: составить календарно-тематическое планирование на 1 месяц по модулю "Ближайшее окружение" с учетом сквозных линий содержания. Сетка календарного планирования (скачиваете файл и высылаюте план через форму наверху страницы.
Вопросы на понимание:
Какова структура календарно-тематического планирования по краеведческому образованию?
От чего зависит выбор тем и содержания занятий по краеведению в календарно-тематическом планировании?
Как оценить эффективность разработанного календарно-тематического планирования по краеведению?
Как можно использовать ИКТ для разработки и реализации календарно-тематического планирования по краеведению?

МОДУЛЬ 3. Педагогическая технология краеведческого образования детей дошкольного возраста
Лекция 6 (14.02.2025)
3.1 «Встреча с Санкт-Петербургом» как основная форма краеведческого образования детей дошкольного возраста.
3.2 Принципы организации краеведческого образования детей дошкольного возраста.
3.3 Методы краеведческого образования детей дошкольного возраста.
3.4 Методические рекомендации по организации «Встреч с Санкт-Петербургом».
Задание:
Пройти веб-квест в 1 из ролей: https://кцво.рф/viebkviest_vodnyi_pietierburgh
Выполнение задания по веб-квесту: https://forms.yandex.ru/u/5ec2f5455a65f1920a1b069d/
Лекция 7 - 21.02.2025
3.5 Технологическая карта как основа планирования в краеведческом образовании.
Задание:
Создание технологической карты образовательной деятельности краеведческого содержания.
Уровень сложности на выбор педагога:
1 уровень: создание технологической карты на основе конспекта (конспект>>).
2 уровень: создание технологической карты авторской образовательной деятельности по любой теме, описанной педагогом при планировании модуля «Ближайшее окружение».

Лекция 8 - 28.02.2025
3.6 Организация преобразующей деятельности и самостоятельной деятельности детей на этапе закрепления материала
Вопросы и задания для понимания:
1. Приведите конкретные примеры преобразующей деятельности, которую можно организовать для закрепления материала по определенной теме краеведческого образования дошкольников.
2. Какие дидактические материалы и пособия, имеющиеся в Вашей группе, можно использовать для организации преобразующей и самостоятельной деятельности по краеведческому образованию?
3.7 Организация проектной деятельности воспитателя и детей на содержании краеведческого образования.
Вопросы для понимания:
1.Как краеведческое образование может стать основой для проектной деятельности детей?
2. Какие виды проектов наиболее подходят для реализации краеведческого материала в дошкольной образовательной организации?
3. Какова роль воспитателя в организации проектной деятельности детей по краеведению?
4. Какие формы работы с родителями можно использовать при реализации краеведческих проектов?

Лекция 9 - 07.03.2025
3.8 Прогулки выходного дня в краеведческом образовании.
Задание: Анализ 3-х примеров маршрутов выходного дня по чек-листу.
Лекция 10 - 14.03.2025 3.9 Педагогические блоги краеведческого содержания.
Вопросы для понимания:
1. Предложите несколько тем для постов в педагогическом блоге краеведческой направленности.
2. Какие мультимедийные материалы можно использовать для обогащения контента блога? (фото, видео, аудио, интерактивные карты и т.д.)
3. Как продвигать педагогический блог краеведческого содержания и расширять его аудиторию?
4. Как можно использовать блог для организации совместных краеведческих проектов с участием детей, родителей и педагогов?
5. Какие инструменты и платформы можно использовать для создания и ведения педагогического блога краеведческого содержания?
Лекция 11 - 21.03.2025
3.10 Разработка дидактических игр краеведческого содержания.
Вопросы на понимание:
1. Каким образом краеведческий компонент может быть интегрирован в дидактическую игру?
2. Какие виды дидактических игр наиболее подходят для реализации краеведческого материала? Приведите примеры.
3. Какие возрастные особенности детей необходимо учитывать при разработке дидактических игр краеведческого содержания?
4. Какие цели и задачи преследует использование дидактических игр краеведческой направленности?
5. Какие принципы необходимо соблюдать при разработке дидактических игр краеведческой направленности?
Лекция 12 - 28.03.2025
3.11 Воспитательный потенциал краеведческого образования.
Вопросы на понимание:
1.Приведите примеры конкретных краеведческих мероприятий, которые способствуют решению воспитательных задач.
2. Какие методы и формы работы наиболее эффективны для реализации воспитательного потенциала краеведения в образовательном процессе?
3. Какие трудности могут возникнуть при реализации воспитательного потенциала краеведческого образования, и как их можно преодолеть?
4. Как оценить эффективность воспитательного воздействия краеведческого образования?
 

Лекция 1

Петербурговоедение_лекция1.ppt

Размер файла: 25.87 мб

1.1 Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Самоопределение педагогов. 1.2 Становление идей краеведческого образования детей дошкольного возраста

Перейти

эрмиты_петербургская_сказка.ra

Размер файла: 2.73 мб

Пример литературного подхода в краеведческом образовании детей Для просмотра нужен fbd reader

Скачать

 

Лекция 2

Петербург лекция 2.pptx

Размер файла: 24.51 мб

1.3 Как проявляется интерес к культурному наследию Санкт-Петербург у детей дошкольного возраста? 1.4 Обзор программ краеведческого образования для дошкольников. 1.5 Планирование и изучение образовательных результатов в краеведческом образовании.

Скачать

Город на ладошке

Размер файла: 548.85 кб

Шейко Наталия Геннадьевна, Коробкова Елена Николаевна. Учебно- методический комплекс «ГОРОД НА ЛАДОШКЕ». Культурно - образовательная программа. Серия: «Региональный компонент дошкольного образования». – СПб., 2016. – 21 с.

Скачать

Город на ладошке.rar

Размер файла: 430.96 кб

Методические материалы по программе "Город на ладошке" для выполнения задания лекции 2

Скачать

prgramma_pervye_shagi.pdf

Размер файла: 140.88 кб

Аннотация программы "Первые шаги" для выполнения задания лекции 2

Перейти

Методика диагностики.docx

Размер файла: 555.35 кб

Примеры описание диагностических материалов в программе "Город-сказка, город-быль"

Перейти

Задания_ лекция 2.docx

Размер файла: 17.15 кб

Задания № 1 и № 2 по лекции 2

Скачать

 

Лекция 3

Размер файла: 28.90 мб

2.1 Как проектировать содержание краеведческого образования дошкольников? Модульный принцип построения программы. Идея сквозных линий в программе. Словарная работа.

Перейти

 

Лекция 4.pdf

Размер файла: 328.11 кб

2.2 Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу (ДООП) туристко-краеведческой направленности в своей образовательной организации?

Перейти

Методические рекомендации

Размер файла: 325.00 кб

Методические рекомендации Комитета по образованию Санкт-Петербурга по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Распоряжение КО от 01.03.2017 №617-р

Перейти

Распоряжение КО

Размер файла: 1.78 мб

План реализации концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы (утверждена распоряжением КО от 25.06.2015 № 3075-р)

Перейти

Петербурговедение ДООП

Размер файла: 641.47 кб

Пример ДООП по краеведению на основе программы "Город-сказка, город-быль"

Перейти

ДОП_ДОУ_анализ.zip

Размер файла: 2.63 мб

Материал ДОП и Устав детского сада для анализа

Скачать

ДОП_ДДТ_анализ.zip

Размер файла: 1.68 мб

Материал ДОП и Устав УДОД для анализа

Скачать

Пример КТП

Размер файла: 14.16 кб

Скачать

 

Лекция 5.pptx

Размер файла: 432.60 кб

2.3 Как написать рабочую программу и учебный план по краеведческому образованию? 2.4 Как разработать календарно-тематическое планирование по краеведческому образованию?

Перейти

 

Приказ Минпросвещения РФ

Размер файла: 112.57 кб

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 ноября 2018 г. N 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Перейти

Пример модуля СПб в КП

Размер файла: 810.38 кб

Пример модуля СПб в комплексной ДОП

Перейти

ЦТРИГО_ДОП_ СПб_4 года.docx

Размер файла: 120.03 кб

Вариант ДОП на 4 года обучения (материал для анализа)

Перейти

 

Лекция 6.pptx

Размер файла: 12.80 мб

МОДУЛЬ 3. Педагогическая технология краеведческого образования детей дошкольного возраста 3.1 «Встреча с Санкт-Петербургом» как основная форма краеведческого образования детей дошкольного возраста. 3.2 Принципы организации краеведческого образования детей дошкольного возраста. 3.3 Методы краеведческого образования детей дошкольного возраста. 3.4 Методические рекомендации по организации «Встреч с Санкт-Петербургом».

Скачать

 

Технологическая карта.docx

Размер файла: 16.33 кб

Бланк для выполнения задания

Скачать

Технологическая карта нимфы

Размер файла: 331.65 кб

Технологическая карта по теме "Тайны нимф Адмиралтейства"

Перейти

Конспект нимфы

Размер файла: 214.09 кб

Конспект по теме "Тайны нимф Адмиралтейства"

Перейти

Львы на Марата

Размер файла: 1.11 мб

Конспект по теме "Львы на улице Марата"

Скачать

 

Лекция 8.pptx

Размер файла: 716.71 кб

3.5 Организация преобразующей деятельности и самостоятельной деятельности детей на этапе закрепления материала 3.6 Организация проектной деятельности воспитателя и детей на содержании краеведческого образования.

Перейти

Материалы лекции 8

Размер файла: 2.03 мб

Перейти